Декаданс: исторический экскурс

Шарль Бодлер, декаданс, бархатное подполье, декаденты, богема, субкультура, бостонское чаепитие, ретро, винтаж, куда пойти, самые интересные мероприятия, самое загадочное мероприятие Москвы

Шарль Бодлер

Декаданс (от франц. décadence — упадок, разложение) — тип мировосприятия, комплекс умонастроений, сложившийся в конце XIX века, для которого характерны болезненная чувствительность, душевная усталость и апатия, крайний индивидуализм и пессимизм, стремление убежать от действительности.
Истоки декаданса — в культуре и литературе- середина второй половины XIX века. Около 1850 г. в Западной Европе появляются многочисленные статьи о декадансе, возникает мода на упадочнические настроения. Предтечами декаданса по праву считают французских писателей Теофиля Готье с его теорией «искусства для искусства», Шарля Бодлера, давшего в своем стихотворном сборнике «Цветы зла» (1857) образец декадентского стиля, братьев Гонкур с их обостренной чувствительностью и тонкой восприимчивостью, английских писателей Д. Г. Россети, Х. Россети и др., в творчестве которых причудливо переплетается мистика и эротика. Философскими предпосылками декаданса стала философия немецких мыслителей Артура Шопенгауэра, Фридриха Ницше и французского философа Анри Бергсона.
В 1869 г. Т. Готье пишет предисловие к сборнику Ш. Бодлера «Цветы зла», в котором

Теофиль Готье

Теофиль Готье

характеризует поэтическую манеру Бодлера как «стиль декаданса», «стиль изобретательный, сложный, искусственный, полный изысканных оттенков, раздвигающий границы языка, пользующийся всевозможными техническими терминами, заимствующий краски со всех палитр, звуки со всех клавиатур, стремящийся передать мысль в самых ее неуловимых оттенках, а формы в самых неуловимых очертаниях; он чутко внимает тончайшим откровениям невроза, признаниям стареющей и извращенной страсти, причудливым галлюцинациям навязчивой идеи, переходящей в безумие».
Традиционно формирование декаданса связывают с поражением Франции во франко-прусской войне 1870 г. и с разгромом Парижской Коммуны в 1871 г. Декаданс явился выражением тех настроений, которые охватили французское общество как следствие национального унижения. Французский исследователь Пьер Ситти в книге «Против декаданса» (1987) опровергает устоявшийся взгляд на генезис и природу декаданса. Он считает, что истоки декаданса необходимо искать не столько в общественной ситуации 70–80-х годов XIX века, сколько в устойчивых ментальных структурах, характерных для западноевропейского сознания. Родившись на обломках Римской Империи, народы Западной Европы сохранили память о распавшемся Риме и стремление время от времени воспроизводить состояние распада в своей собственной истории и культуре. Поэтому для П. Ситти декаданс не является термином, точно описывающим конкретное, ограниченное точными временными рамками историко-культурное явление. О декадансе можно

Уолтер Пейтер

Уолтер Пейтер

говорить всякий раз, когда общество и культура особым образом позиционируют себя по отношению к прошлому и будущему: видят свое былое величие в прошлом, не верят в будущее, принадлежащее другим, «варварским» народам, обществам и культурам. Отсюда, по мнению П. Ситти, культ настоящего в декадансе.
В 1886 г. Анатоль Бажю основал журнал «Декадент». В июле 1887 г. Бажю издает брошюру «Декадентская школа» («L’Ecole décadente»), ставшую манифестом декаданса. В этой работе он писал: «Будущее — за декадизмом. Декаденты, порождение сверхпресыщенной шопенгауэровской цивилизации, не являются литературной школой. Их миссия — не основывать. Они призваны только разрушать, низвергать все устаревшее и помогать вызреванию зародышей великой национальной литературы XX века».
Начало декадентского движения в Англии совпадает с выходом в свет книги Уолтера Пейтера «Ренессанс» (1873). Английский декаданс испытал сильное влияние французского символизма. Декаданс в Англии — реакция на викторианство с его утилитаризмом, рационализмом, респектабельностью, культом семейных добродетелей. У. Пейтер провозглашал тезис о независимости искусства от морали. Единственный долг художника – это забота о совершенной форме.
Артур Саймонз в своей книге «Декадентское движение в литературе» (1893) дал такую характеристику декаданса: «Теперь налицо напряженная рефлексия, беспокойные, судорожные поиски, тяга, не всегда здоровая, к утонченности, духовное и

Оскар Уайльд, декаданс, бархатное подполье, декаденты, богема, субкультура, бостонское чаепитие, ретро, винтаж, куда пойти, самые интересные мероприятия, самое загадочное мероприятие Москвы

Оскар Уайльд

моральное падение».
В том же году было написано произведение, ставшее образцом литературного декаданса в Англии, — одноактная драма О. Уайльда «Саломея» (1893). Обращаясь к библейскому мифу об иудейской царевне Саломее, потребовавшей за свой танец от царя Ирода голову пророка Иоканаана, Уайльд переосмысливает его в духе декадентской эстетики. В пьесе царит атмосфера тревоги, болезненной эротики, мистики. Основная проблема пьесы – проблема красоты. Ее символом становится многократно повторяющийся образ луны, которую каждый из персонажей пьесы видит и воспринимает по-своему. Все персонажи, околдованные луной, способные на сильные, пусть подчас и противоестественные страсти, погибают. Красота губительна, любовь и смерть неразлучны — такова главная мысль пьесы.
Всем произведениям декадентского искусства свойственна установка на эпатаж читателей и зрителей. С этой целью писатели используют парадокс, символ, эротику, культ чувственных наслаждений, мистицизм. Писатели-декаденты ищут новые, необычные сочетания слов, чтобы читатель мог «грезить целыми неделями о значении слова, одновременно точном и расплывчатом».
Характерная тематика и иконография декаданса — темы разложения и смерти, образы «роковых» женщин, символика растений, драгоценных камней, животных, образ андрогина, мотив сна, обращение к восточной и средневековой мистике, легендам и фантазиям.

Стефан Георге

Стефан Георге

Многие декаденты, сближаясь с эстетизмом, провозглашали культ красоты, самоценность искусства. Талантливый немецкий поэт-символист Стефан Георге верил в особое предназначение «мастера», обладающего тайным знанием, которое он частично передает ученикам. Лирические циклы С. Георге «Гимны» (1890), «Паломничества» (1891), написанная на материале истории позднего Рима поэма «Альгабал» (1892) создают образ мира, в котором торжествует хаос и разгул темных страстей. Природа для Георге — лишь «мостик» в мистическую, сверхчувственную, «высшую реальность». В поэтических сборниках «Седьмое кольцо» (1907), «Звезда союза» (1914) Георге заявляет о мессианской роли «чистого искусства».
В течение длительного времени в отечественном литературоведении декаданс отождествляли с символизмом. Однако это явления разного порядка, хотя и тесно связанные друг с другом. Как писал французский исследователь Ги Мишо: «Декаданс и символизм – это не две школы, как обычно полагают, а две последовательные фазы одного движения, два этапа поэтической революции. То, что в определенный момент они противостоят друг другу, есть лишь факт малой истории… Но с более высокой точки зрения декаданс предстает как лирическое начало, как излияние обеспокоенной чувствительности в состоянии кризиса; с другой стороны, символизм — это начало интеллектуальное, фаза размышления над этим лиризмом — с целью обретения единства, которого не смог достичь французский романтизм и который позволил бы определить поэзию в ее сущности и создать основы для нового творческого уклада. Переход от декаданса к символизму – это переход от пессимизма к оптимизму и, одновременно, открытие поэзии».
Понятие «декаданс» не тождественно тому или иному направлению в литературе и искусстве. Декадентские настроения, мотивы можно обнаружить в творчестве символистов П. Верлена, С. Малларме, М. Метерлинка, С. Георге, эстета О. Уайльда, неоромантика Г. фон Гофмансталя, реалиста Мопассана и т. д.

(Из работы М. Воронковой «Декадентский визуальный образ для лидера музыкальной группы»)

Читать дальше - Декаданс в современной музыке

Поделиться в соц. сетях

Опубликовать в Facebook
Опубликовать в Одноклассники
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Яндекс
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в Google Buzz

Комментарии: