Интервью продюсера фестиваля «Бархатное подполье» Владимира Преображенского с российской королевой бурлеска Лялей Бежецкой, которая фактически привезла к нам этот жанр и его популяризировала.
скан журнала (текст ниже)
Статья из журнала «Эстет»
Бурлеск (фр. burlesque) — разновидность развлекательного театрального шоу, близкого к жанрам мюзикл, кабаре и водевиль. Основными элементами такого шоу являются танцевальные эротические номера.
В Англии начала XX века бурлеск имел необычную форму: девушки выходили на сцену обнаженные, декорированные перьями и бусами, и стояли неподвижно: закон запрещал танцевать без одежды (но на право стоять к таком виде формально не распространялся). Самым известным бурлеск-театром был Уиндмилл (The Windmill), который не закрылся даже на время Второй мировой войны и продолжает работать до сих пор.
Бурлеск как жанр эротико-юмористической миниатюры, берущий свое начало еще в античном театре, на протяжении всей истории то умирал, то возрождался, будто птица-Феникс. Если очередная смерть бурлеска в XX веке приходится примерно на время секс-революции-60-х, то новое возрождение - на 90-е, с мюзиклом «Мулен Руж» и несомненным триумфом Диты фон Тиз в 2000-е. А в 2010 в Голливуде выходит знаковый, хоть и не совсем удачный фильм «Бурлеск» с Кристиной Агилерой и Шер в главных ролях.
Единственным заметным представителем бурлеска в России является кабаре «Шкатулка», а его создательница Ляля Бежецкая по праву носит титул российской королевы этого жанра…
Текст: Владимир Преображенский
– Получается, именно вы привезли бурлеск в Россию. Чем бы еще Ляле Бежецкой хотелось бы запомнить в истории мирового бурлеска?
- В моей интерпретации, подаче бурлеск существует прежде всего для женщин, которые им занимаются, а не для ублажения мужчин. Это отличается от западной традиции. В моей школе бурлеска мы изучаем много смежных наук – искусство общения, самопознание, работа с энергиями. Все это помогает чувствовать себя настоящей королевой бала, когда ты выходишь на сцену. Ты можешь уже одним жестом, взглядом покорить зрителя.
Есть американская традиция бурлеска: когда много эротики, мало иронии. Есть британская традиция, когда все с
точностью до наоборот, и на первый план выступает знаменитый английский юмор. А есть теперь уже и российская традиция. Это значит: все, сразу и много! (Смеется). Потому что русские по-другому не понимают. Должен быть стриптиз обязательно, юмор обязательно, хореография – обязательно, хорошая, качественная. Чтобы как в Большом театре все было. При этом номер должен быть поставлен: не просто вышла, походила, разделась. Шоу должно быть массовым: вопреки мировой традиции, у нас в номерах участвуют как правило несколько девушек сразу. Должна быть идея! Если у тебя ружье висит, почему оно не выстрелило в третьем акте? И пусть это корпоратив, пусть зритель кушает салат «оливье», но он все видит. Российский зритель вырос на Чехове, Пушкине и Достоевском. Он подкованный человек и халтуры не пропустит.
Скажу вам по секрету: я, конечно же, вернулась в Россию не канканы танцевать и не в шляпках красоваться. В 2012 году мы готовим масштабное шоу, которое действительно будет новым словом в бурлеске. Это будет бурлеск на советскую тему – то, чего на Западе быть не могло, ни раньше, ни сейчас. Уже созданы костюмы, идет постановка. Это будет спектакль, где вся советская история, до 60-70-х годов, будет изложена в стиле бурлеск. И если в СССР, как известно, «секса не было», то в нашем СССР будет только секс. Все остальное будет исторически и культурологически продумано, будет много юмора, реалии будут узнаваемыми. Мы, конечно, сильно рискуем. Потому что для многих советская история является чем-то таким священным, неприкосновенным. И никакой юмор, тем более эротический, здесь, казалось бы, невозможен. Но мы попытаемся доказать обратное.
-Вы сразу «нащупали» для себя этот жанр, выступая с эротическими номерами?
–В то время как другие танцовщицы эротического жанра делали основной акцент на степень наготы тела, я исполняли эротические номера, например, с элементами юмора, в стиле ретро. Уже на раннем этапе я всегда стремилась создавать нечто уникальное, совмещая несколько стилей и жанров и быстро уйдя от банального стриптиза. Поэтому у меня никогда не было конкурентов – аналогов не существовало. Ту же марку уникальности я держу и сегодня. Совсем недавно поступил необычный заказ: мужчина обратился ко мне с просьбой воплотить его давнюю фетиш-фантазию. У него юбилей, 60 лет, всю жизнь он мечтал увидеть стриптиз на качелях. Я такое показать могу, ни у кого другого такого номера просто нет.
Волнующее открытие, что мои необычные авторские номера – это на самом деле бурлеск, имеющий 150-летнюю историю, я сделала уже в 2002 году, когда оказалась в Лондоне. Там только-только начиналась волна возрождения этого жанра. Был исторический момент, прямо как в кино. Я иду по улице. И мне под ноги начинает упрямо подлетать какой-то флайер. Почему-то из сотни других флайеров, которые также кружат вокруг, я из осенних листьев поднимаю именно его. Там нарисовано что-то старинное, и при этом эротичное, что-то красиво написано. И значатся имена девушек «Лара и Тамара».
Впоследствии они стали моими хорошими знакомыми. И я не понимаю, что это, но чувствую: оно. А это была одна из первых бурлеск-вечеринок, которые в Лондоне в то время начали проводиться, породив целую моду на такой подзабытый, казалось бы жанр, как бурлеск.
И я, конечно же, стала там выступать. Я попала в нужное время в нужное место. Буквально за три года все достигло невиданных масштабов. Когда я в 2005 уезжала в Россию, там уже было три специализированных заведения в стиле бурлеск-кабаре, а те самые Лара и Тамара организовали агентство, в котором числилось около сотни артисток бурлеска.
-Давайте поговорим о мифах…. Один из них касается того, что артистка бурлеска, исполняющая довольно фривольные номера, скорее всего, легкодоступна как женщина…
- Покажется парадоксальным, но актрисы бурлеска – одни из наиболее верных и постоянных женщин. По крайней мере очень разборчивы в своих связях и в выборе партнера. Просто флирта им хватает и на сцене. Это учительницы и секретарши, как ни парадоксально, скорее готовы пуститься во все тяжкие, в пучину страстей и роковые встречи. Вообще, чтобы заполучить актрису, в любовницы, нужно очень много усилий приложить. Скажем, когда на заре XX века актрисы принимали цветы и подарки от поклонников, то настоящими подарками считались только бриллианты. Это было и в России, и во Франции.
- Такое же отношение сохраняется до сих пор?
- К сожалению, последние десятилетия, особенно «девяностые», значительности «стерли» понятие звезды, актрисы, стащили ее с пьедестала, во многом лишили той пленительной загадки, которая всегда окружала эту категорию людей. В моду вошел типаж «девушки из соседнего двора». Стало модно среди актрис ставить номера, в которых, выходя на сцену, они могли в процессе шоу снимать грим, превращаясь в самую обычную, земную, лишенную сценических чар женщину. Такое вот непонятное «сближение с народом» стало модным. На мой взгляд, это сказалось губительным образом на сценическом искусстве. Потому что вплоть до 50-х, 60-х актриса – это было существо недосягаемое, возвышенное.
Что касается актрис бурлеска, то не будем грешить против истины: если посмотреть на историю жанра, то никогда особенным уважением они, в общем-то не пользовались. Раньше считалось, что если ты не нашла себе применения в оперетте, в театре, в мюзикле, то тебе путь в бурлеск. А вот сейчас совсем иначе: актриса бурлеска – это нечто особенное, недоступное, нереально прекрасное. Это образ-мечта. Они более гламурные, чем обычные женщины, ведут себя подчеркнуто манерно. Сейчас это более высокий жанр. И, когда включаешь телевизор и видишь, в чем позволяют себе выходить на сцену многие певицы и телеведущие, или иные модели, понимаешь, что бурлеск сегодня – это, в общем-то довольно скромный жанр, со своими ваульками, шляпочками и перьями.
- Почему в России с бурлеском в целом как-то не сложилось?
-У нас в стране его не было никогда. Это очень западный жанр, типичный жанр шоу-бизнеса, которого у нас никогда не было и по сути и нет. В царской России были балет, театр. «Вишневый сад», Островский, «Три сестры»… В XIX веке в России модно было быть скорее какой-нибудь революционеркой, чем «мадемуазелью Жужу». Даже на тот момент это был не самый модный типаж, а потом он и вовсе исчез. Дама в кудряшках, с кокетливым взглядом из-под шляпки с вуалеткой…. Это парижанка, американка, но никак не русская барышня. Наташа Ростова – это да, но это совсем другой типаж. В советские времена бурлеск, понятно дело, признавался вульгарным жанром, который напрямую ассоциировался с западным, а значит враждебным образом жизни. Однако сейчас бурлеск испытывает новый подъем.
- Каковы основные принципы бурлеска?
- Отвечу стихом, который недавно сочинила.
Чтобы стать звездой бурлеска
Нужно чуточку гротеска
Нужен шарм и нужен юмор
Каждую деталь костюма
Нужно «вкусно» обыграть
И лишь потом с себя снимать.
Вес тут роли не играет
Возраст – только помогает,
Если зритель улыбался,
Значит, номер состоялся!