Оскар Уайльд

Оскар Уайльд: эстетика выше этики?

«Я был символом искусства и культуры своего века.
Я понял это на заре своей юности,
а потом заставил и свой век понять это».

Оскар Уайльд (16 октября 1854 — 30 ноября 1900)

«Кто-то весь замкнутый в себе, похожий как бы на изваяние, которому дали власть сойти с пьедестала и двигаться… усталой походкой шел один, казалось, никого не замечая. Он смотрел несколько выше идущих людей – не на небо, нет, — но вдаль, прямо перед собой… Так мог бы смотреть, холодно и отрешенно, человек, которому больше нечего ждать от жизни, но который в себе несет свой мир, полный красоты, глубины и страданья без слов». Так описал свое первое впечатление от встречи с Оскаром Уайльдом на одной из улиц Парижа Константин Бальмонт.

 

Гений обладавший удивительным многогранным талантом, автор тонких и чувственных стихов, полных софизмов и парадоксов пьес, остроумных рассказов, глубокомысленных эссе и романа «Портрет Дориана Грея», ставшего эталоном писательского мастерства, иконой стиля и гимном Викторианского декаданса и эстетизма. О́скар Фи́нгал О’Фла́эрти Уи́ллс Уа́йльд – человек, родившийся с таким именем, был обречен стать знаковой фигурой в истории. «Не правда ли, в этом есть что-то величественное, туманное и оссианическое?» — отмечала в своем письме от 22 ноября 1854 г. Джейн Уайльд, его мать.

Еще в юности, во время учебы в Оксфорде, Оскар приобрел репутацию оригинального и блистательного денди. Он легко становился объектом всеобщего внимания, любую его беседу можно было разобрать на цитаты. Позднее это умение он воплотил в драматургии – по словам Уайльда, писать пьесы для него было так же легко, как и говорить.

В Оксфорде оформилось его особое восприятие прекрасного. Весь период обучения Уайльд находился под обаянием профессора Джона Рёскина – знаменитого английского писателя и художника-прерафаэлита, восхвалявшего красоту как высшую и единственную ценность искусства. В тот период Оскар совершил путешествие в Грецию и Италию, и впечатленный культурным наследием этих стран, написал поэму «Равенна». Именно это произведение в 1878 г. принесло Уайльду оксфордскую премию «Ньюдигейт», лауреатом которой однажды стал его учитель Джон Рёскин.

Вершиной творчества Уайльда стал роман «Портрет Дориана Грея». Книга одинаково любимая публикой и ненавидимая критиками, зеркало для читателя, и пророчество – для автора и самой книги. А в образе главного героя наиболее полно раскрывается характер уайльдовского персонажа – праздный денди, неисправимый эгоист, яркий индивидуалист, не признающий норм общественной морали. И все же в конце романа Дориан Грей, настолько греховный, насколько его таковым видит читатель, расплачивается за все свои пороки жизнью. Уайльд любовался собственными героями, однако «эстетика зла» всякий раз терпела поражение. Тема многих его сказок и рассказов – это гибельность эстетического начала без опоры на этическое. И все же эти очевидные детали оставались незамеченными. «Лорд Генри тот, кем меня видят другие» — признавался Уайльд, нисколько этим не огорчаясь. «Истинны в жизни человека не его дела, а легенды, которые его окружают. Никогда не следует разрушать легенд. Сквозь них мы можем смутно разглядеть подлинное лицо человека». Скорее всего, современники так и не смогли разглядеть истинное лицо неподражаемого эстета сквозь завесу газетных слухов, салонных острот и вычурных нарядов, начиная с коротких бриджей, и заканчивая знаменитой зеленой гвоздикой в петлице.

Оскар Уайльд всегда выступал в свете на первых ролях, был любимцем публики, окруженный сонмом поклонников, и в то же время являясь мишенью для взглядов недоброжелателей. Обладая внешней красотой и богатством внутреннего мира, он имел самые дорогие пристрастия, с капризностью истинного гедониста угождая всем своим «хочу». «У меня непритязательный вкус – мне достаточно самого лучшего». Однако за дорогие вкусы приходится дорого расплачиваться. Как  человек эпохи с романтичной и в то же время фатальной судьбой, Оскар Уайльд встретил собственного ангела смерти.

Избалованный аристократ, Альфред Дуглас имел на Уайльда такое непреодолимое влияние, что последний перестал видеться с женой и детьми, уделяя Бози (так с детства называли Дугласа) все свободное время и силы. Эти отношения не могло не заметить ни лондонское общество, ни барон Куинсберри, отец Альфреда, люто ненавидевший прославленного литератора. Развязка вылилась в судебный процесс. Несмотря на блистательную защиту, Уайльд был осужден за «непристойное поведение» на 2 года каторги.

Тюрьма, общественная травля и забвение прежних друзей окончательно сломили великого писателя. Тем не менее, Уайльдом были написаны еще несколько петиций в парламент с требованием улучшения жизни заключенных, а также поэма «Баллада Редингской тюрьмы», произведение, с небывалой и пронзительной силой  осуждавшее смертную казнь. В 1900 г, на заре двадцатого века, оборвалась жизнь человека, явившего собой символ конца века девятнадцатого.

Так в чем же были истоки столь высокого взлета и стремительного падения Оскара Уайльда? Быть может, в его решительном интеллектуальном и творческом превосходстве, в его смелости, с которой он демонстрировал «Калибану британского общества» собственное отражение в зеркале своих работ? В его новаторстве, к которому закрепощенная вековыми традициями и бессмысленными условностями британская публика оказалась не готова? И таким уж ли аморальным был подлинный Оскар Уайльд, не скрытый под маской героев своих произведений и сплетен лондонских газет?

В сущности, работы, мысли, да и сам образ жизни Оскара Уайльда оказались более христианскими, чем кажется на первый взгляд. Он посвятил своим детям добрые и проникнутые светлыми чувствами сказки, разделил все тяготы тюремной жизни с товарищами и обессмертил их страдания в своих стихах, он воистину возлюбил своего друга как ближнего, выполняя все его капризы как некогда – свои собственные. В английское общество, где любовь мужчин считалась позором, а любовь женщины и мужчины сводилась к неравным отношениям подчинения, где искренние чувства и новаторские идеи были подавлены диктатом здравого смысла и общественного мнения, такой Уайльд просто не вписывался.

Символ искусства и культура девятнадцатого века, гений Оскара Уайльда не теряет своей актуальности и в двадцать первом. Дерзкий и блистательный ответ ханжеству и моральному крепостничеству, его философия – гимн истинной любви и чистому искусству до самого последнего дня!

Алексей Ильин

 

Рекомендуем также исследования Олеси Закомолдиной:

Морально-этическая проблематика в романе О.Уайльда «Портрет Дориана Грея»

Философско-эстетическая проблематика в сказках О.Уайльда


Поделиться в соц. сетях

Опубликовать в Facebook
Опубликовать в Одноклассники
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Яндекс
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в Google Buzz